Что делать с дебиторской задолженностью, чтобы она не потопила Ваш бизнес?
Отгремели новогодние праздники, и наступил черед трудовых будней. Руководители и собственники компаний начали строить очередные планы по расширению рынка сбыта и увеличению объема продаж. А параллельно с этим подводить итоги прошедшего года. И зачастую топ-менеджмент сталкивается с неприятным сюрпризом — наличием крупной просроченной задолженности со стороны клиентов.
Одни контрагенты просто забыли сделать необходимые платежи перед новогодними праздниками, другие объективно не имели на то финансовой возможности, третьи и вовсе не собирались рассчитываться вовремя.
В итоге у компании возникает просроченная «дебиторка», которая ведет к дефициту свободных оборотных средств и ограничению возможных финансовых и коммерческих маневров компании.
Если говорить образно, то любой просроченный долг для компании — это как пробоина в корпусе корабля. Чем больше пробоин и чем они крупнее, тем выше для бизнеса риск погрузиться ниже ватерлинии, а затем и вовсе отправиться на дно.
В связи с описанными обстоятельствами возникает вопрос: «Что делать?».
Ответ на него очевиден — действовать, причем незамедлительно.
Предпринимаемые для борьбы с «дебиторкой» действия должны быть разумными, последовательными и планомерными.
Во-первых, необходимо понять глубину и широту имеющейся проблемы во всех ее аспектах и нюансах. Для этого полезно определить общий объем просроченной «дебиторки», а затем разделить ее на две части. В первую включить наиболее значимые для компании случаи задержки контрагентами платежей (исходя из суммы и длительности просрочки), во вторую — все остальные долги. Для нормализации ситуации основные усилия нужно бросить на первую часть «дебиторки».
Во-вторых, нужно разработать комплекс мер по работе с имеющимися должниками, учитывая особенности как самой задолженности (длительность и сумма), так специфику должников (суть и масштабы их бизнеса, срок существования на рынке, длительность сотрудничества с ними, кредитную историю и т. п.). В числе запланированных мер могут быть телефонные переговоры, личные встречи; электронные сообщения на e-mail; официальные письма и претензии; предъявление иска в суд и т. п. Набросав предстоящие мероприятия по взысканию задолженности, важно также четко обозначить сроки и ответственных за каждое мероприятие лиц. Удобней всего обычно это сделать в формате таблицы.
В-третьих, параллельно с реализацией мер по взысканию имеющихся долгов, важно также разработать мероприятия по предотвращению образования новых долгов. Деятельность компании, пусть и с ограничениями, наложенными дефицитом оборотных средств, продолжается. И, если латать имеющиеся дыры в корпусе корабля, но при этом допускать появление новых, то, по сути, ничего меняться не будет. И риск гибели бизнеса будет сохраняться.
Чтобы уменьшить указанный риск, нужно проанализировать слабые места документооборота и допускаемые компанией ошибки при работе с контрагентами, которые чаще всего приводят к возникновению просроченной и безнадежной «дебиторки».
В качестве типовых проблемных моментов обычно выступает ненадлежащее оформление договорных отношений и процесса поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), а также отсутствие в компании:
- процедуры проверки контрагентов перед заключением сделки;
- порядка предоставления отсрочки платежа контрагентам;
- механизма контроля сроков совершения платежей контрагентами;
- разработанного алгоритма действий по взысканию долгов в случае их образования;
- практики планирования допустимых показателей «дебиторки» и регулярного контроля ее фактических показателей.
Поработав над описанными моментами, можно существенно улучшить ситуацию с «дебиторкой».
Наибольший эффект в плане предотвращения долгов дадут не отдельные мероприятия и разовые акции, а комплексный и системный подход, за счет которого работа с контрагентами на условиях отсрочки платежа станет отрегулированным и управляемым компанией процессом.
Конечно, полностью исключить возможность образования новых долгов у компании, работающей на конкурентном рынке, где кредитование клиентов является обычным делом, не получится. Но зато получится заметно снизить риск появления «токсичной» дебиторской задолженности — проблемной и безнадежной. А это уже немало, ведь каждый сохраненный и грамотно использованный компанией рубль — это залог ее будущего дохода и прибыли.
Алексей Дудин
Статья опубликована в журнале «Деловой Волгоград», 2018, № 1-2 (125-126), стр. 24
Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту.
Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис "Записаться на консультацию" в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.