«Недопроверил» контрагента…
Излишняя доверчивость - источник лишних неприятностей.
(кто сказал не знаю, но сказал правильно)
Эта небольшая история о том, как опытный предприниматель, недооценив важность проверки надёжности контрагента, выполнил услуги и ничего за них не получил.
Александр Николаевич более 10 лет ведет самостоятельный бизнес как индивидуальный предприниматель и как учредитель и генеральный директор общества с ограниченной ответственностью, которое мы условно в данной статье назовем «Хорошие грузоперевозки».
В июне этого года Александр Николаевич прислал в нашу юридическую компанию по электронной почте письмо следующего содержания: «В период с марта 2016 года ООО «ХХХ» (название условное) не исполняет свои обязательства, связанные с оплатой оказанных нами услуг. Контактные телефоны ООО «ХХХ» 222-333-2323 (Тимур, Наталья, Александра). Прошу начать работу по взысканию долга в размере 140 000 рублей».
К письму были приложены копии всех имеющихся у Александра Николаевича документов, которые, по его мнению, достоверно подтверждают оказание им транспортных услуг.
Из документов следовало, что всего выполнено 4 перевозки, которые оформлены четырьмя однотипными комплектами документов.
Каждый комплект состоит из договора-заявки, транспортной накладной и товарной накладной.
В каждом комплекте первым по дате составления является документ под названием «Договор-заявка на перевозку груза автомобильным транспортом».
В «шапке» договора-заявки под наименованием заказчика – ООО «ХХХ» - перечислены его основные реквизиты: юридический адрес, свидетельствующий о его регистрации в городе Москве; почтовый адрес о получении корреспонденции до востребования в г. Краснодаре, ИНН, расчетный счет, адрес электронноой почты.
Внизу документа есть сканированные подписи Заказчика и Перевозчика. Со стороны Заказчика – ООО «ХХХ» - договор-заявка подписан генеральным директором Антоном Юрьевичем, со стороны Перевозчика – ООО «Хорошие грузоперевозки» - подписан генеральным директором Александром Николаевичем. Там же имеются адреса электронной почты, печати заказчика и перевозчика.
Сама заявка оформлена стандартно, никаких примечательных сведений она не содержит. Эту заявку Александр Николаевич скачал с одного из сайтов в сети Интернет, на котором перевозчики могут найти заявки, размещенные заказчиками и откликнуться на них, т.е. принять их в работу. Перед этим Александр Николаевич получил на указанном сайте код АТИ (присваиваемый всем лицам, регистрирующимся на описанном сайте) и оплатил доступ к контактной информации о заказчике и желаемой заказчиком перевозке грузов. В заявку он сам внес информацию о водителе, автомашине, о себе как о перевозчике и отправил её заказчику по указанному в заявке почтовому адресу.
После отправки заявки заказчику, Александр Николаевич, как добросовестный исполнитель, немедленно начал грузоперевозки.
У Александра Николаевича мы выяснили, что до начала грузоперевозок он ничего о заказчике не знал, предварительную проверку на добросовестность заказчика не проводил, а звонить его контактным лицам по телефону начал только после того, как выполнил все четыре перевозки и не получил никакой оплаты за оказанные транспортные услуги.
Себе я задал вопрос: «Как надо было бы поступить Александру Николаевичу ещё до выполнения заказа неизвестному заказчику, о котором он узнал на сайте, где размещаются заявки на грузоперевозки?». Я подумал, что Александр Николаевич скорее всего не попал бы в неприятности, если бы до выполнения заказа собрал небольшую, минимально необходимую информацию о будущем контрагенте, в частности:
-
По ИНН взял бы выписку из ЕГРЮЛ об указнном в заявке заказчике.
По выписке:
- удостоверился бы, что ООО «ХХХ» надлежащим образом зарегистрирована, и к данному моменту не ликвидирова, не находится ни в стадии ликвидации, ни в стадии реорганизации;
- посмотрел бы дату образования (регистрации) этой организации, сумму её уставного капитала (длительность существования – более пяти лет и уставный капитал хотя бы в несколько сотен тысяч рублей вызвали бы к организации большее доверие, нежели чем «свежеиспеченная» фирма с сумой установго капитала десять тысяч рублей);
- сверил бы фамилию и должность лица, подписавшего заявку, с данными генерального директора ООО «ХХХ», указанными в егрюле;
-
На сайте, на котором он скачал заявку на перевозку, посмотрел бы:
- рейтинг организации (рейтинг определяется исходя из отзывов сотрудничавших с ним компаний, имеющих регистрацию на сайте, и отображается в виде количества звезд от 1 до 5, которые при положительной репутации заказчика имеют зеленый цвет, а при отрицательной - красный);
- наличие официально заявленных претензий к её работе;
- отзывы на форуме «Недобросовестные партнеры» сайта с которой была скачана заявка;
-
В других местах Интернета посмотрел бы информацию об ООО «ХХХ»;
-
Позвонил бы по контактным телефонам, указанным в заявке. У контактных лиц заказчика – у Тимура, Натальи и Александры уточнил бы в каком регионе на самом деле находится ООО «ХХХ» - в Москве или в Краснодаре (в заявке, как уже упоминалось ранее, были указаны разные юридический и почтовый адреса, при этом почтовый адрес указан «до востребования» в почтовом отделении города Краснодара) и по какому фактическому адресу;
-
На сайте службы судебных приставов по месту регистрации ООО «ХХХ» глянул бы на наличие текущих исполнительных производств и суммы долгов этой организации;
-
В картотеке арбитражных дел посмотрел бы наличие судебных исков и удостоверился бы в отсутствии возбужденного в отношении ООО «ХХХ» дела о банкротстве, а также проверил наличие крупные исков, предъявленных контрагентами к ООО «ХХХ».
Пожалуй, это все источники и вся информация, которую лично я постарался бы узнать о контрагенте до начала осуществления перевозок, исходя из незначительной суммы долга (140 000 рублей).
Что увидел я при первом «знакомстве» с ООО «ХХХ».
-
Из ЕГРЮЛ выяснил: ООО «ХХХ» зарегистрировано 17 декабря 2013 г. (к моменту размещения своей заявки организация существовала около 2-х лет), уставный капитал составляет 10 000 рублей, Ф.И.О. генерального директора совпадает с Ф.И.О., указанными в заявке, подписанной Александром Николаевичем; сведений о ликвидации или о нахождении в процедуре ликвидации или реорганизации организации не имеется.
С учетом полученной информации и разночтения адреса (юридический в Москве, а почтовый в Краснодаре) оцениваю риск неисполнения ООО «ХХХ» обязательств как средний, ближе к высокому, но не критичный.
-
Из информации на сайте, где была скачана заявки, узнал, что:
- рейтинг этой организации, как заказчика, составляет пять «красных» звезд (полный минус – хуже не бывает);
- за шесть предыдущих месяцев (с 09 декабря 2015 г. по 25 мая 2016 г.) на форуме «Недобросовестные партнеры» размещено и обсуждено 23 негативных отзыва об ООО «ХХХ» (отзывы поддержаны участниками чата, в большинстве это перевозчики, участвовавшие в исполнении заказов, полученных от ООО «ХХХ». Всего участниками чата выступили 37 человек).
С учетом полученной информации оцениваю риск неоплаты перевозки со стороны заказчика – ООО «ХХХ» как высокий, почти критичный.
-
Из официального сайта ФНС узнал:
- по точно такому же адресу как у ООО «ХХХ» 28 августа 2013 года зарегистрирован «второй» ООО «ХХХ» с другим генеральным директором, другими учредителями, другим ИНН, но осуществляющий точно такую же деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Представляется,что это еще один «минус», который можно поставить контрагенту в процессе его проверки.
-
Из открытых Интернет-источников выяснил:
- генеральный директор ООО «ХХХ» Антон Юрьевич является генеральным директором ещё 21 компании и учредителем 50 компаний (информация с сайта СБиС «Системы бухгалтерского и складского учета»).
На этом лимит моего доверия к ООО «ХХХ» почти полностью закончился.
-
О недобросовестности Антона Юрьевича в сфере других осуществляемых им бизнесов говорят следующие данные:
- по сведениям Интернет-сайта Российского союза автостраховщиков (www.oto-register.autoins.ru) у компании ООО «YYY» (название условное), генеральным директором, которой является все тот же Антон Юрьевич, приостановлено действие аттестата операторов технического осмотра автотранспорта (приказ № 1549-ТО от 09.10.2015 г.). Первичную аккредитацию ООО «YYY» получило 25 июня 2014 г. , т.е. эта, возглавляемая Антоном Юрьевичем организация, чуть больше года осуществляла деятельность, как оператор технического осмотра;
- у ООО «ZZZ» (название условное), генеральным директором, которой также является Антон Юрьевич, рейтинг доверия чуть более 50 %. Налоговой службой 16 апреля 2016 г. принято решение об исключении этого юр. лица из реестра, как недействующего.
В этой связи оцениваю риск неоплаты со стороны ООО «ХХХ» как критичный, почти целиком равный 100 %.
-
На официальном сайте ФССП я увидел:
- Черемушкинский ОСП в отношении ООО «ХХХ» 22 июня 2015 г. возбудил исполнительное производство по исполнительному листу от 27 апреля 2015 г., выданному на основании решения Арбитражного суда г. Москвы о взыскании с указанной организации 1 441 940 рублей.
-
В картотеке арбитражных дел я увидел:
- есть решение АС г. Москвы от 16 мая 2016 г о взыскании с ООО «ХХХ» 47 000 руб. и имеются ещё два нерассмотренных судом иска на общую сумму около 77 000 руб;
- возбужденного в отношении ООО «ХХХ» дела о банкротстве нет.
Данная информация дает повод оценить возможность реального взыскания долга с ООО «ХХХ» как крайне низкую и высокозатратную.
На всю эту проверку, анализ информации и выводы мне потребовался 1 час 20 минут.
В итоге я бы принял единственно возможное решение – не осуществлять перевозку грузов для ООО «ХХХ».
Получив от нас полную информацию о ООО «ХХХ», о лицах, связанных с ним, другую сопутствующую информацию, а также предложение о нашей готовности начать процесс по взысканию долга с ООО «ХХХ», Александр Николаевич оценил сроки взыскания, усилия, риски и возможные будущие выгоды и … от взыскания отказался!
В результате короткой проверки контрагента, которую следовало провести до, а не после оказания услуги, Александр Николаевич:
- сэкономил бы средства, потраченные им на перевозку грузов (всего около 100 тыс. рублей);
- избежал бы возникновения безнадежной дебиторской задолженности;
- сэкономил бы время, потраченное им на организацию 4-х убыточных грузоперевозок;
- сэкономил бы время, потерянное на бесполезное (в течение 8-ми дней) общение с Александрой и Тимуром по поводу оплаты оказанных для них автотранспортных услуг.
К сожалению подобные случаи происходят регулярно. И, часто, попав в аналогичную как с Александром Николаевичем ситуацию, мы констатируем, что связались с недобросовестным человеком. Убежден, что лучше сначала потратить немного времени на проверку контрагента, чем потом с грустью или негодованием считать невосполнимые потери.
Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту.
Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис "Записаться на консультацию" в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.