Доверяй, но проверяй
Отступление от известной формулы «Утром деньги, вечером стулья» ведёт к тому, что у компании, отдавшей «стулья» вперёд, появляется «дебиторка», которая должна быть погашена контрагентом к определённому сроку. Если должник внимательно относится к своим обязательствам и у него хорошие финансовые показатели, то дебиторская задолженность погашается вовремя. В противном случае появляется просроченная задолженность, для взыскания которой сотрудники компании – кредитора будут тратить время, силы и другие ресурсы.
Чтобы снизить количество возможных просрочек, важно принимать взвешенные решения при предоставлении контрагенту отсрочки платежа и кредитовать только тех контрагентов, вероятность просрочки платежа со стороны которых минимальна.
Контрагент, желающий получить отсрочку платежа, всеми силами старается показать кредитору свою «белизну и пушистость». Редко кто из желающих получить отсрочку платежа сообщит о финансовых трудностях в бизнесе, или о наличии множества судебных споров, связанных с регулярным нарушением сроков оплаты по заключённым договорам. В итоге компания-кредитор узнает обо всём уже на стадии взыскания, когда сталкивается с целым рядом трудностей, препятствующих возврату
Именно поэтому компании-кредитору важно проверять сведения, сообщаемые контрагентом, а также собирать дополнительную информацию. Проще говоря, важно доверять, но проверять.
На практике очень много руководителей и собственников компаний, понимая важность и значимость проверки контрагента перед заключением сделки, её не проводят. Основных причин такого положения дел две. Часть руководителей и собственников считают, что это отнимает значительное количество времени, а другие просто не знают, как проводить проверку.
Как проверить контрагента?
Проверка контрагента, разумеется, требует определённого времени, однако этот процесс можно отрегулировать так, чтобы всё происходило оптимальным образом. Кроме того, потери времени на проверку контрагента, в результате которой можно отказаться от сделки, грозящей стать источником проблемного долга, всегда в разы меньше времени, которое требуется на взыскание просроченной задолженности. Кроме того, чтобы наладить процесс проверки контрагентов требуется не так уж и много.
Во-первых, важно разделить масштабы проверки на несколько категорий в зависимости от суммы предполагаемой сделки и возможной величины финансовых потерь при нарушении контрагентом сроков оплаты. Например, это могут быть категории «упрощённой», «стандартной» и «повышенной» проверки.
Во-вторых, для каждой категории проверок важно определить проводимые мероприятия. Чем выше категория проверки, тем больше источников информации должно быть задействовано. При этом любое проводимое мероприятие должно быть чётким, понятным и достаточно легко выполнимым. Если у вас есть вас в штате есть «безопасник», который может также задействовать дополнительные каналы информации за счёт профессиональных контактов в различных силовых структурах хорошо, но во многих случаях вполне достаточно использования открытых источников информации. Не случайно в различных изданиях периодически появляется информация о том, что многие разведки мира собирают основную информацию в результате мониторинга открытых источников информации – публикаций в СМИ, выставках, форумах, конференциях и т.п. Изучение и анализ общедоступных источников информации позволяет сотрудникам секретных служб получить сведения практически о чём угодно - об умонастроениях и планах главы интересующего их государства, военно-промышленном комплексе, достижениях науки и техники, состоянии экономики, пропагандируемых и поддерживаемых ценностях общества и т.п.
В-третьих, назначить лиц, ответственных за проведение соответствующих мероприятий. Поскольку все мероприятия просты и понятны и достаточно легко выполнимы, то вполне возможно разделить необходимый функционал среди имеющихся сотрудников без расширения штата компании.
Упрощённая проверка контрагента
Для упрощённой проверки достаточно на основе представленной контрагентом т.н. «карты партнёра» за 10-15 минут провести мониторинг открытых и общедоступных источников Интернета, чтобы выявить наличие или отсутствие о контрагенте негативной информации. Среди указанных ресурсов Интернета:
- сайт Федеральной налоговой службы РФ, где на странице - egrul.nalog.ru о сведениях, внесённых в Единый государственный реестр юридических лиц можно проверить регистрационные данные юридического лица (факт регистрации, дату регистрации, ИНН, ОГРН, и т.п.); узнать о наличии опубликованного в журнале «Вестник государственной регистрации» информации о принятии решения юридическим лицом о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала и т.п.; проверить сколько юридических лиц зарегистрировано по адрес, указанному контрагентом в качестве его местонахождения как юридического лица.
- сайт Высшего Арбитражного Суда РФ, где в картотеке арбитражных дел - kad.arbitr.ru , можно найти информацию о судебных процессах, имеющихся у контрагента.
- сайт газеты «Коммерсантъ» и Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротстве, где на страницах www.kommersant.ru и fedresurs.ru указанных Интернет ресурсов можно проверить наличие опубликованной информации в введении в отношении контрагента процедуры банкротства
- реестр недобросовестных поставщиков fedresurs.ru, ведущийся Федеральной Антимонопольной Службой относительно компаний и лиц, негативным образом проявивших себя в сфере работы по государственным и муниципальным контрактам (на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг)
- и др.
Для стандартной проверки следует в дополнение к мероприятиям упрощённой проверки предпринять ряд дополнительных действий. Например, попросить заполнить контрагента анкету и представить заверенные контрагентом копии учредительных и регистрационных документов, а также отзывов, рекомендаций и благодарностей от клиентов и партнёров (например, рекомендательное письмо региональной Торгово-Промышленной Палаты или банка, с которым работает контрагент).
В рамках повышенной проверки задействуются все возможные источники информации:
- данные общедоступных и открытых источников Интернет;
- копии учредительных и регистрационных документов (заверенных либо контрагентом, либо нотариально);
- отзывы, рекомендации и благодарности, представленные контрагентом анкета, заполненная контрагентом;
- выписка из ЕГРЮЛ, полученная в налоговом органе,
- копии бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках за несколько последних отчётных периодов и т.п.
В итоге получается чётко работающая система проверки контрагентов перед заключением сделки, которая:
- проста и понятна
- требует минимум времени
- обеспечивает проверку всех контрагентов (в разном объёме в зависимости от «цены вопроса»)
- способствует уменьшению размера просроченной дебиторской задолженности
- даёт заметное снижение рисков возникновения проблемной и безнадёжной задолженности (даже на этапе упрощённой проверки).
Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту.
Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис "Записаться на консультацию" в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.