Кредитору
-
Физическое лицо
-
Юридическое лицо
ХотДолг
Тел. +7 927-257-78-57
Эл. почта: info@hotdolg.ru
Интервью с экспертом в сфере управления и финансов Андреем Камбуловым
В каждой компании свое отношение к вопросам дебиторской задолженности. Одни руководители четко выстраивают все бизнес-процессы, связанные с предоставлением контрагентам отсрочки платежа, другие позволяют двигаться всему «стихийно». Практика показывает, что бизнес, в котором не уделяется должного внимания вопросам работы с задолженностью очень быстро «сходит с рельс».
Столкнувшись с крахом компании, ее собственники и руководители приходят к пониманию того, что проблемы с «дебиторкой» нужно было решать раньше. Однако, как говорится, «поезд уже ушел».
Узнать о грамотном подходе к управлению дебиторской задолженностью в компании «Hotdolg» решил выяснить у эксперта в сфере управления и финансов — Андрея Камбулова.
— Андрей, здравствуйте! Скажите, на Ваш взгляд, нужно ли в компании заниматься вопросами управления дебиторской задолженности или можно позволить данному процессу идти стихийно?
— Здравствуйте, Алексей!
Вопросами дебиторской задолженности нужно заниматься обязательно, так как это вопрос безопасности бизнеса. Стихийный подход к любому процессу это всегда риск. Если все отдано на откуп случая, то результат непредсказуем. Может получиться, а может и нет.
Позволяя вопросам дебиторской задолженности решаться «самим собой», собственники и руководители компаний тем самым ограждают себя от траты времени и сил, необходимых для наведения порядка в данной сфере (разработки документов, анализа «дебиторки», контроля действий сотрудников и т.п.).
И все бы хорошо, вот только готовы ли собственники потерять бизнес, в который они вложили столько сил? готовы ли топ менеджеры потерять работу и лишиться репутации? по причине краха бизнеса, не выдержавшего проблем с дебиторской задолженностью ...?
Ответы на вопросы вроде очевидны, и, тем не менее, в своей работе я очень часто встречаюсь с ситуациями, когда дебиторскую задолженность в компании реально никто не контролируют. Или начинают контролировать когда ситуация становится критической.
— К каким последствиям может привести «легкое» отношение к вопросам «дебиторки»?
— Последствий несколько и все они со знаком «минус». В числе таковых:
Помимо вышеназванных проблем необходимо индивидуально комплексно рассматривать каждую отдельную компанию. При этом необходимо уделять внимание, как внутренним факторам, так и внешнему окружению. Тщательный анализ может показать и другие проблемные моменты, помимо перечисленных. При этом очевидным фактом остается одно — дебиторская задолженность это всегда дополнительная нагрузка на бизнес, и как показывает практика, не каждый бизнес способен вынести такую нагрузку.
— Таким образом, важно управлять дебиторской задолженностью. Одно из ключевых правил менеджмента гласит — «хочешь управлять — начни измерять». Именно поэтому при управлении «дебиторкой» так важно проводить периодический анализ ее показателей. С какой периодичностью Вы бы посоветовали проводить анализ, и какие именно показатели, на Ваш взгляд, важно отслеживать и мониторить?
— Контролировать желательно не менее 2 раз в месяц. Это связано, прежде всего, с человеческим фактором. Мотивация менеджеров по продажам очень часто завязана на собираемости денежных средств и это, конечно, правильно. Но у менеджеров есть много способов обойти подобные системы и поэтому нужен комплексный подход, который наравне с используемыми способами и методами мотивации включает также организационные мероприятия, связанные в первую очередь с финансовым контролем.
В понимании большинства руководителей финансовая служба только мешает и тормозит развитие бизнеса. Но, с моей точки зрения, финансовая служба это якорь, который необходим каждому кораблю. В данном случае контрольные мероприятия по работе с дебиторской задолженностью позволят вернуть в компанию очень большое количество денежных средств. Даже просто сам факт введения контрольных мероприятий дисциплинирует менеджеров по продажам.
— В дополнение к вопросам анализа «дебиторки», расскажите, какие мероприятия помогут компании сделать процесс работы с дебиторской задолженностью управляемым?
— Я уверен, что наилучшего результата можно достичь, если подходить к вопросу управления дебиторской задолженностью комплексно и системно. Как минимум требуется:
— Кого в компании на Ваш взгляд, наиболее правильно назначать лицом, ответственным в компании за состояние «дебиторки» и работу по ее управлению?
— Ответственным должен быть коммерческий директор
А вот контролировать ревизор либо внутренний аудитор, причем важно, чтобы ревизор подчинялся напрямую руководителю (генеральному директору).
— Какие контрагенты, по Вашем мнению, представляют наибольший риск в плане образования сомнительной или безнадежной ко взысканию задолженности?
— В первую очередь, это компании, которые фактически находятся и ведут деятельность в вашем регионе, но при этом имеют регистрационные данные (ОРГН, ИНН) другого региона. Очень часто подобные контрагенты оказываются фирмами-однодневками.
Также высокий риск имеется при работе с компаниями, которые:
— Порой проблемы с «дебиторкой» возникают в компании из-за отступлений работников от установленных в компании правил предоставления отсрочки платежа контрагентам, а порой из-за откровенных мошеннических действий сотрудников. Расскажите, исходя из Вашего опыта, какие нарушения и злоупотребления чаще всего допускают сотрудники и как можно подобные негативные моменты снизить до минимума.
— Мне для работы консультанта важно комплексное и всестороннее понимание проблемы и поэтому я получил опыт работы в продажах — чтобы понять оборотную сторону медали. И могу Вам сказать, что профессиональный «продажник» может «играть» с цифрами не хуже высококлассного финансиста. Приведу несколько примеров:
И таких примеров очень много. Проводя регулярный контроль дебиторской задолженности, факты, приведенные выше и им подобные, можно выявить. Разумеется, для этого требуется грамотный аналитик, услуги которого стоят определенных денег. Многие компании решают сэкономить и обойтись без него. В результате, сэкономив на аналитике, компании регулярно теряют значительные суммы от злоупотреблений сотрудников, аферы которых остаются незаметными для компании.
— Андрей, спасибо за интервью! Уверены, что Ваши ответы помогут собственникам, руководителям и специалистам различных компаний более результативно и эффективно управлять дебиторской задолженностью в своих компаниях.
Беседовал Алексей Дудин